В современном мире под инклюзией понимается процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает, что общество заботится о потребностях людей с особенностями, чтобы каждый мог передвигаться по городу и на равных участвовать в общественных событиях. Суть инклюзивного общества в том, что оно включает в себя любых людей, ценит и уважает каждого, независимо от социального статуса, взглядов и состояния здоровья. Инклюзия — для всех! Она даёт возможность людям с особенностями физического или интеллектуального развития вести активную жизнь, путешествовать, заниматься спортом наравне и вместе с остальными.
Инклюзивный спорт для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями имеет важное значение, так как позволяет не оставаться один на один со своими проблемами, дает им стимул стремиться к новым вершинам, доказать себе и окружающим, что сегодня ты можешь уже больше, чем вчера! При инклюзивных занятиях такие дети получают пример для двигательного подражания, учатся преодолевать физические и психологические барьеры. В то же время, люди без отклонений в состоянии здоровья приобретают новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, учатся принимать людей с ограниченными возможностями как равного, развивается чувство ответственности за другого человека и толерантности.
Уникальность инклюзивных спортивных занятий состоит в том, что в одной команде тренируются люди с особенностями развития и без. Такие занятия разжигают интерес спортсменов и мотивируют их к достижению лучших результатов не только в спорте, но и в жизни!
Дети с нарушениями интеллекта, являясь частью команды объединенного спорта, больше не чувствуют себя изолированными, они общаются с другими людьми, у них повышается самооценка: ведь можно в полной мере проявить себя как личность. Дети раскрепощаются, избавляются от комплексов и зажатости, начинают жить обычной жизнью, как и их здоровые сверстники, что способствует их социальной адаптации и помогает интегрироваться в жизнь общества.
Продолжая работу в этом направлении, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийская Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» в Самарской области реализует проект «Шаги к успеху! Социализация детей и подростков с нарушениями интеллекта средствами физической культуры и спорта», который является победителем 1 конкурса 2022 года грантов Президента РФ на развитие гражданского общества. Проект направлен на решение проблемы недостатка возможностей коррекции социального интеллекта и девиантного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями, которые обучаются в коррекционных школах-интернатах VIII типа с помощью юнифайд-спорта, где в одной команде тренируются люди с особенностями развития и без таковых.
В Самаре на территории УСЦ «Грация», одной из пилотных площадок проекта, проводит инклюзивные тренировки по гимнастике для воспитанников нескольких школ-интернатов региона тренер проекта — Брюханова Нина Владимировна. Под ее чутким руководством «особенные» гимнастки уже достигли значительных успехов. Сейчас они готовятся к онлайн соревнованиям по юнифайд-гимнастике в рамках проекта, которые запланированы на октябрь 2022 года. А уже в декабре девочкам предстоит принять участие в инклюзивном Фестивале Самарской области по гимнастике.
Всего в проекте принимают участие 250 детей и подростков с интеллектуальными нарушениями от 8 до 18 лет, обучающиеся на базе 6 пилотных образовательных учреждений Самарской области.
Проект «Шаги к успеху! Социализация детей и подростков с нарушениями интеллекта средствами физической культуры и спорта» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов
Больше фотографий можно увидеть ТУТ