При поддержке Фонда Президентских грантов в Самарской области проводятся инклюзивные занятия по гимнастике и баскетболу для «особых детей».
Инклюзия – это результат гуманистического развития современного общества.
Суть инклюзии заключается в том, что человек с ограниченными возможностями здоровья получает возможность самореализации в любой сфере, например, заниматься в обычных спортивных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
У регионального отделения Специальной Олимпиады в Самарской области имеется положительный опыт использования инклюзивной физической рекреации и дополнительного образования детей в программах объединенного спорта Специального Олимпийского движения.
Инклюзия – составная часть социальной политики государства, она полностью соответствует принципам личностно-ориентированной гуманистической концепции отношения общества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, прежде всего, к лицам с инвалидностью.
Восемь хорошо известных принципов инклюзивного образования дают достаточно полное представление об этом социальном явлении:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Идея инклюзии признана и развивается и в адаптивной физической культуре. Целью инклюзивного физического воспитания является обучение детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников основам совместной двигательной деятельности, под которой понимается сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование его психофизической природы.
Разработанная командой проекта «Особые дети! Позвольте им победить» методика, ориентирована на формирование мотивов достижения цели, независимо от физических возможностей детей. При реализации проекта используются методические приемы из опыта исследований современных научно-педагогических разработок в области физической культуры, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Уже обучены 12 специалистов, участвующие в реализации проекта, оборудованы спортивные залы 2 пилотных интернатов Самарской области специальными покрытиями ковров и недостающим цифровым оборудованием для трансляции тренировок и соревнований.
Одной из базовых площадок проекта стала школа-интернат «Преодоление» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара, где проводятся инклюзивные занятия по гимнастике и баскетболу для «особых» детей. Педагог дополнительного образования Александр Янборисов очень ответственно подходит к работе в проекте, постоянно повышает свои знания и навыки. Тренировки, проводимые под руководством Александра всегда насыщены, интересны и нравятся детям.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов!