Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности играет ключевую роль в развитии и социализации детей с интеллектуальными особенностями, предоставляя им уникальные возможности для освоения пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта и интеграции в общество.
В рамках проекта «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов для тренеров, педагогических и социальных работников специалистами Поволжский университета спорта и туризма (г.Казань) была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Адаптивная гимнастика».
Уникальность данной программы заключается в разнообразии гимнастических средств, их совокупности, способов обучения и применения (игровой, соревновательный с элементами спорта. сюжетно-ролевой, сенсорный, нейромышечный, когнитивно-моторный (сопряженный).
Программа позволяет развивать физические качества и двигательные способности, специфические мышечные чувства, чувство ритма, культуру движений, пластичность. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков с интеллектуальными нарушениями к регулярным занятиям, а групповая форма (работа в коллективе) воспитывает умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества.
Особенно важно, что основное содержание разделов программы построено с учётом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепление техники разучиваемого движения.
Теоретическую платформу данной программы составили ключевые методологические положения адаптивной физической культуры, предполагающие создание условий, обеспечивающих обучающимся с интеллектуальными нарушениями создания возможности заниматься привлекательной двигательной активностью, развивать свои физические и социальные навыки, улучшить состояние своего здоровья и психическое самочувствие.
Как правило, обучающиеся с различными нарушениями интеллектуального развития часто испытывают трудности самоконтроля поведения, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка. У них наблюдается повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха. Поэтому, двигательная активность является неотъемлемой частью коррекционной работы с этой категорией и играет ключевую роль в компенсации нарушений и развитии детей с интеллектуальными нарушениями, оказывая комплексное воздействие на их физическое, умственное, эмоциональное и социальное благополучие.
Одними из пилотных площадок в Республике Татарстан, которые применяют в своей работе адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Адаптивная гимнастика», являются ГБОУ «Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья» и ГБОУ «Казанская школа-интернат № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Специально обученные в рамках проекта тренеры – Вахитова София Марселевна и Миренкова Елизавета Григорьевна проводят регулярные занятия по адаптивной гимнастике на базе коррекционных школ-интернатов при тесном наставническом сопровождении специалистов Поволжского университета спорта и туризма (г.Казань).
Проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.