Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей и подростков с ментальными особенностями.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья уже с раннего детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие детей. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с особенностями ментального развития, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Что особенно важно отметить, регулярные занятия спортом могут стать для «особого» ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению самодостаточности и пригодится в будущем при выборе профессии.
В целях вовлечения детей и подростков с психическими расстройствами, расстройствами поведения, болезнями нервной системы и другими интеллектуальными нарушениями в активную социально-культурную деятельность и был создан проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики».
Этот проект разработан Региональной общественной благотворительной организацией инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада Самарской области» в тесном сотрудничестве с Поволжским университетом спорта и туризма (г.Казань).
Мероприятия в рамках проекта реализуются на территории Самарской области и Республики Татарстан.
Уже обучены необходимым навыкам и компетенциям по программе «Адаптивная физическая культура» 24 человека тренеров, педагогических и социальных работников, принимающих участие в проекте, оснащены пилотные залы для проведения занятий по гимнастике спортивным и цифровым оборудованием.
В настоящее время на базе 5 пилотных коррекционных школ-интернатов из г.Самары, 2 коррекционных школ-интернатов из г.Тольятти и 5 специальных учреждений для детей-инвалидов Республики Татарстан начали проводиться инклюзивные занятия по адаптивной гимнастике с воспитанниками этих интернатов.
Для осуществления контроля за работой тренеров проекта, своевременной корректировки занятий и выявления педагогических ошибок тренерами-наставниками из Поволжский университета спорта и туризма — Гирфановой Алсу Ильдаровной, Воронцовой Ксенией Григорьевной, а также доцентом кафедры «Теории и методики физической культуры и спорта», к.п.н. Бурцевой Евгенией Валентиновной, под чутким руководством заведующего кафедрой АФК, доцента, кандидата педагогических наук Парфеновой Ларисы Анатольевны – проводятся регулярные видеоконсультации и очные мастер-классы.
Проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики»
реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов!