Движение и понимание: Роль психологии в адаптивной гимнастике для особых спортсменов

Эффективность работы специалиста в сфере адаптивной физической культуры, педагога, тренера в значительной степени зависит от наличия у них психологических знаний и умений.

Организовать тренировочный процесс или процесс физического воспитания детей и подростков с особенностями ментального развития, обеспечить успешное выступление «особых» спортсменов на соревнованиях невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуациях.

Поэтому, тренеры – участники проекта «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики», который реализуется с февраля 2024 года в Самарской области и Республике Татарстан, непрерывно совершенствуют свои профессиональные компетенции, направленные в том числе, на получение знаний о психологических особенностях атлетов с ограниченными возможностями здоровья.

Проект был разработан при поддержке Фонда президентских грантов Региональной общественной благотворительной организацией инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада Самарской области» в тесном сотрудничестве с партнером проекта — ФГБОУ ВО Поволжский университет спорта и туризма (г.Казань).

Одними из пилотных площадок в Республике Татарстан являются ГБОУ «Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья» и ГБОУ «Казанская школа-интернат № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Специально обученные в рамках проекта педагоги Миренкова Елизавета Сергеевна и Вахитова София Марселевна проводят регулярные занятия по адаптивной гимнастике на базе коррекционных школ-интернатов при дистанционном сопровождении тренера-наставника проекта Бурцевой Евгении Валентиновны из ФГБОУ ВО Поволжский университет спорта и туризма (г.Казань).

Большую помощь в проведении занятий также оказывают специалисты кафедры теории и методики гимнастики ФГБОУ ВО Поволжский университет спорта и туризма под руководством заведующего кафедрой
Ботовой Любовь Николаевны и доцента Коноваловой Лилии Александровны.

В качестве результата от проведения занятий по адаптивной гимнастике в рамках проекта можно назвать, в том числе, развитие и совершенствование психических процессов у детей и подростков с различными нарушениями интеллектуального развития.

Занятия физическими упражнениями приносят ребятам с «особенностями» удовольствие от двигательной активности, постепенно происходит формирование мотивов на преодоление своего состояния, что побуждает их участвовать также и в дальнейших занятиях.

Проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов