Спорт как путь к гармонии: как адаптивная гимнастика помогает детям с ментальными особенностями

Мензелинск – один из древнейших городов в Республике Татарстан.
Своими корнями он восходит в далекое прошлое. О времени основания города Мензелинска у историков и краеведов нет до сих пор единого мнения.

В памятной книге Оренбургской губернии есть запись, которая говорит, что Мензелинск заложен в XVI веке. Но уже с XII века здесь проходил знаменитый торговый «Шелковый путь» из стран Востока на Запад.

«Мензиль» в переводе с арабского означает «становище» или меру длины верблюжьего перехода от одной стоянки до другой. Из-за событий пугачевского бунта 1773-1775 годов, Екатерина II решила усилить местную власть. Для этого было учреждено Уфимское наместничество, куда вошли восемь уездов. Центром одного из них был определен Мензелинск, который в 1781 году получил статус уездного города, местным властям вручили жалованную грамоту императрицы. Именно с этого момента начала отсчет официальная история города Мензелинска.

Сегодня Мензелинский район – один из наиболее динамично развивающихся районов Республики Татарстан, обладающий значительным экономическим, культурным и образовательным потенциалом.

С февраля 2024 года ГБОУ «Мензелинская школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из пилотных площадок проекта «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики», который является победителем 1 конкурса 2024 года грантов Президента РФ на развитие гражданского общества.

Реализуют его Самарская региональная общественная благотворительная организация инвалидов с умственной отсталостью «Специальная олимпиада Самарской области» в тесном сотрудничестве с партнерами проекта Поволжским государственным университетом спорта и туризма, г.Казань и Татарстанским отделением Специальной Олимпиады России.

Проект помогает решить проблемы недостатка возможностей для коррекции социального интеллекта и предупреждения девиантного поведения у детей и подростков с ментальными особенностями посредством проведения спортивных занятий по адаптивной гимнастике.

В рамках данного проекта, обученные специалисты-тренеры Гирфанов Нурхади Золяевич и Солоделова Ольга Николаевна совместно с тренерами-наставниками из Поволжского университета — Воронцовой Ксенией и Шаймиевой Альбиной проводят в учреждении регулярные занятия по адаптивной гимнастике для воспитанников.

Педагоги Мензелинской школы-интерната уверены, что индивидуальный подход к каждому ребёнку, правильная постановка задач, укрепление умений и навыков, психолого-педагогическая помощь даёт эффективный результат. Проводимые занятия по гимнастике оказывают влияние не только на развитие двигательной сферы, а также на психофизическое состояние и интеллектуальную сферу детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями и расстройствами поведения. Это ведёт к снижению тяжести нарушений в поведении и предупреждает возникновение нарушений у детей «группы риска».

Всего в проекте принимают участие не менее, чем 600 чел. детей и подростков с различными нарушениями интеллекта и ментальными расстройствами из 5 пилотных специальных учреждений для детей-инвалидов Республики Татарстан и 7 коррекционных школ-интернатов Самарской области.

Проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.