Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа для лиц с ограниченными возможностями здоровья – это один из компонентов тенденции развития современного спорта.
С 2024 года в Самарской области и Республике Татарстан, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, реализуется социальный проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики».

Проект был разработан региональной общественной благотворительной организацией инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада Самарской области» в тесном сотрудничестве с партнером проекта ФГБОУ ВО Поволжский университет спорта и туризма (г.Казань).
По адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Адаптивная гимнастика», разработанной специалистами Поволжского университета спорта и туризма, на базе 5 пилотных коррекционных школ-интернатов из г.Самары, 2 коррекционных школ-интернатов из г.Тольятти и 5 специальных учреждений для детей-инвалидов Республики Татарстан уже второй год проводятся регулярные занятия по адаптивной гимнастике для воспитанников этих интернатов.

Так, например, педагоги ГБОУ Самарской области «Школа-интернат № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о.Тольятти», которые прошли обучение необходимым навыкам и компетенциям по программе «Адаптивная физическая культура», смогли увлечь своих воспитанников настолько, что ребята всегда с большим удовольствием посещают спортивные занятия.
И это, не случайно! Ведь, умение общаться имеет важное значение в адаптации всего коллектива. Спортивно-педагогическая деятельность тем и характерна, что эффективность ее в значительной степени обеспечивается характером межличностного взаимодействия тренера, педагога, наставника и занимающихся, а не только индивидуальными усилиями каждого из них.

Педагоги из школа-интерната № 5 для обучающихся с ОВЗ г.о.Тольятти в своей работе опираются на то, что их субъективные достижения носят не индивидуально-психологический, а, именно, социально-психологический характер. Находясь на таких позициях понимания результатов межличностного взаимодействия, и педагоги, и воспитанники всегда достигают взаимопонимания на занятиях.
И также, крайне важно отметить, что главным результатом спортивной деятельности в рамках проекта «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики» является все же педагогический компонент, а не биологический. Спортивные тренировки по гимнастике используются не просто для развития физических качеств, а для адаптации и реабилитации ребят. С помощью физических упражнений развиваются, и интеллектуальные способности, и нравственные качества, на основе которых уже происходит совершенствование волевых и физических способностей участников проекта.

Проект «Интеграция в общество детей и подростков с ментальными особенностями методами адаптивной гимнастики» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.